ИСТОРИЯ АСФАЛЬТА
В России изготовление асфальта впервые наладил инженер и архитектор Иван Буттац — асфальт стали добывать в 1873 году на Сызранском заводе, на правом берегу Волги на 20 км выше Сызрани.
Природный асфальт, некогда называемый земляным варом, использовался ещё 5000 лет тому назад. Доподлинно известно, что жители Вавилона укрепляли им свои жилища. Для того чтобы эта простейшая субстанция превратилась в асфальт в том виде, в котором мы знаем его сейчас, понадобилось много веков. Сегодня он применяется преимущественно в дорожном строительстве, однако сфера его применения на этом не ограничивается.

Механизированное производство асфальта заработало в полную силу лишь в начале XX столетия, когда автомашины постепенно начали завоёвывать рынок и строительство дорог стало востребованным в больших масштабах. Эрнест Гуглильминетти — доктор родом из Швейцарии — был первым, кто предложил связывать дорожную пыль смолой. Её доставляли с завода по переработке газа, расположенного в Монако. Основанное в швейцарском городе Лангетале акционерное общество положило начало развитию установок для покрытия автомобильных дорог смолой, что, по сути, и ознаменовало начало мирового дорожного строительства.

Уже в 1908 году были выданы первые патенты на барабанные смесительные установки, способные работать непрерывно, производя по 9-12 тонн смолы в час. В то же время в Соединённых Штатах велись активные разработки машин для приготовления асфальтовой смеси. Битум — продукт, производимый из нефти — был очень эффективен, а поэтому использовался в дорожном асфальтировании так же часто, как и смола. Однако коксовальных заводов в Европе было намного больше, чем нефтеперерабатывающих предприятий, поэтому там вплоть до пятидесятых годов в качестве вяжущего средства использовалась в основном смола.

Смотря с высоты современных технологий может показаться, что развитие смесительных установок для приготовления асфальтовой смеси происходило несколько замедленно. На протяжении полувека максимальная производительность подобной техники не превышала 40-60 тонн в час. Лишь в конце 50-х годов производительные электрические приводы заменили устаревшие трансмиссии механического типа. За счёт этого асфальтирование дорог в значительной степени упростилось, ведь полностью мобильными установками пользоваться намного проще, чем стационарным оборудованием.

История применения

Первоначально в XIX веке улицы городов мостились камнями (булыжная мостовая). Начиная с середины XIX века во Франции, Швейцарии, США и ряде других стран дорожное покрытие начинают делать из битумно-минеральных смесей. В 1830-х годах асфальтобетонное покрытие было впервые применено для покрытия тротуаров парижского Королевского моста. Примерно тогда же были покрыты тротуары на лионском мосту Моран через реку Рона.

Летом 1839 года в Санкт-Петербурге были покрыты тротуары на протяжении 45,5 погонных сажень шириной 5 футов (97,08 × 1,52 м) и часть моста длиной 8,5 и шириной 6,5 футов (2,59 × 1,98 м) у дамбы Тучкова моста. В 1876 году Московская городская дума ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия: на Тверской улице построили несколько участков из нового материала.

Бурно развивающаяся дорожная сеть требовала новых типов дорожных покрытий, которые можно было так же быстро сооружать, как и земляное полотно. В 1876 году в США впервые применили литой асфальт, приготовленный с использованием нефтяных битумов. В 1892 году в США индустриальным методом была построена первая дорожная конструкция из бетона шириною 3 м. 12 лет спустя с помощью гудронатора со свободным истечением горячего битума была построена дорога в 29 км.

В России изготовление асфальта впервые наладил инженер и архитектор Иван Буттац — асфальт стали добывать в 1873 году на Сызранском заводе, на правом берегу Волги на 20 км выше Сызрани.
Интересные факты
А все начиналось 5 миллионов лет назад…

Слово «асфальт» в переводе с древнегреческого означает «крепкий, надежный, прочный». Еще в Древнем Вавилоне более 5 млн лет назад началась добыча асфальта. Его использовали, прежде всего, для уплотнения стен, сооружений и лишь затем для благоустройства дорог и в строительстве. Асфальтом заменяли цемент при кладке стен, его брали для осмоления сосудов для придания им прочности. В окрестностях Вавилона до сих пор находят залежи асфальта.

Путешествие на озеро Пич

Трудно поверить, что на Земле есть озеро из чистого жидкого асфальта. Убедиться в этом может каждый, кто отправится в сторону Карибского моря на остров Тринидад в деревню Ла Бреа. Похожие озера находятся в Венесуэле и Калифорнии, но именно Пич является самым крупным в мире водоемом подобного рода, где поверхность воды укрыта асфальтом высокого качества. Площадь его составляет 71 га, средняя глубина – 30 м, а в центральных частях достигает 76 м!

Жидкие свойства битума

Битум относят к разряду аморфных веществ: он сохраняет жидкие свойства, будучи твердым. Эксперимент, позволивший доказать это качество битума на практике, был начат в двадцатых годах прошлого века и занял восемь лет. За это время помещенный в воронку твердый битум проявил свойства жидкости: из воронки вытекла единственная его капля.

Пич-Лейк,Тринидад